‹-- Назад

Первый способ задания функции: табличный

Если множество конечно и состоит из элементов , то функцию можно задать перечислением, указав, какие значения она принимает на каждом элементе . Часто это делают в виде таблицы:

В верхней строке таблицы перечисляются все элементов конечного множества , а в нижней -- соответствующие им значения функции. Разумеется, таблицу можно расположить и в два столбца вместо двух строк.

        Пример 1.10   В отделе кадров составляют таблицу, в которой в первом столбце содержатся фамилии и инициалы работников, а во втором -- серии и номера их паспортов. Такая таблица задаёт функцию  -- соответствие между множеством работников предприятия и множеством кодов (код -- это серия и номер) паспортов. Полученная таблица может выглядеть, например, так:

Фамилия И.О. Паспорт: серия, номер
Абрамов В.П. II-СИ 356531
Бархударов Ш.Х. VII-ПЮ 785305
Виноградов А.В. XII-ЧФ 015628
Гусева Т.И. IV-БШ 764285
... ...  

Определённая таким способом функция  -- это инъекция, так как ни у каких двух человек не могут оказаться паспорта с одинаковым кодом (серия, номер).    

Другая форма таблицы удобна для функции , заданной на прямом произведении двух множеств и , то есть когда , причём множества и конечные: и . Перечислим все элементы множества по вертикали, а  -- по горизонтали. В пересечениях строки и столбца, содержащих элементы и , укажем значение функции , где :


Как мы видим, задание такой функции эквивалентно заданию прямоугольной таблицы -- матрицы размера , элементами которой являются элементы множества .

        Пример 1.11   В теории игр (одной из областей математики) рассматривается, в частности, такая задача. При взаимодействии двух партнёров и каждый из них может получить выигрыш, зависящий от вариантов действий каждого партнёра. Пусть множества вариантов действий (эти варианты называются стратегиями) партнёров конечны: может выбирать одну из стратегий из множества , а  -- из множества . Если выбрал стратегию , а  -- стратегию , то однозначно определены выигрыши: у первого партнёра он равен числу , а у второго -- числу . Рассмотрим функцию , такую что

Эта функция называется функцией выигрышей или платёжным отображением игры. Её можно полностью задать, сведя все данные в таблицу вида


то есть задав одну матрицу, элементы которой -- пары чисел , или же задав две числовые матрицы и размера :

    





Математика, вышка, высшая математика, математика онлайн, вышка онлайн, онлайн математика, онлайн решение математики, ход решения, процес решения, решение, задачи, задачи по математике, математические задачи, решение математики онлайн, решение математики online, online решение математики, решение высшей математики, решение высшей математики онлайн, матрицы, решение матриц онлайн, векторная алгебра онлайн, решение векторов онлайн, система линейных уравнений, метод Крамера, метод Гаусса, метод обратной матрицы, уравнения, системы уравнений, производные, пределы, интегралы, функция, неопределенный интеграл, определенный интеграл, решение интегралов, вычисление интегралов, решение производных, интегралы онлайн, производные онлайн, пределы онлайн, предел функции, предел последовательности, высшие производные, производная неявной функции


на главную
Hosted by uCoz